Новости и статьи

Унесенные призраками в прокате с 20 июля


Вы можете выиграть один из 4 билетов на спец показ. Вся информация у нас в группе ВК https://vk.com/animediskomir




Год создания: 2001

Режиссер: Хаяо Миядзаки 

Жанр: аниме, мульфильм, фентези, приключения, семейный

Хронометраж: 125 мин. 

Тихиро с мамой и папой переезжают в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и к ужасу девочки превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы. Теперь, оказавшись одна среди волшебных существ и загадочных видений, Тихиро должна придумать, как избавить своих родителей от чар коварной старухи.


Хаяо Миядзаки



Как ни парадоксально, фильмы Хаяо Миядзаки так выделяются на общем фоне потому, что у мастера нет специального образования, хоть как-то связанного с мультипликацией. Ему никто не рассказывал о законах композиции, не натаскивал прописывать диалоги по всем правилам. Он никогда не учился ни на сценариста, ни на аниматора, ни на художника, хотя с детства мечтал работать с мультфильмами. Когда-то в юности Хаяо увидел в кинотеатре "Легенду о белой змее" и твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с мультипликацией. Но что-то пошло не так, и карандашно-акварельные раскадровки Миядзаки променял на факультет политики и экономики.
Сразу после выпуска из университета Хаяо устроился на анимационную студию "Тоэй", где работал над второстепенными кадрами мультфильмов. Затем у Миядзаки были долгие и тяжёлые годы скитаний, в которые он успел срежиссировать свой первый полный метр "Люпен III: Замок Калиостро". Выпуская "Люпена", Хаяо познакомился с редактором журнала Animage, для которого впоследствии рисовал мангу "Навсикая из Долины ветров". Издатель сначала категорически запрещал любую экранизацию, а потом сам настоял на том, чтобы Миядзаки снял фильм по "Навсикае" — настолько успешна была манга. Так состоялся режиссерский дебют Миядзаки, и была создана его единственная картина, сделанная по сценарию. 

Все следующие его картины лишены какой-либо структуры. Миядзаки никогда не писал сценариев. Как максимум — представлял в общих чертах, о чём будет фильм. Он мыслит не событиями, а образами героев: Хаяо видит перед собой персонажа, окружающую его среду и представляет в голове, что может произойти. Образ, который создала его фантазия, он сразу зарисовывает карандашом и акварелью. Прокручивая кадр в голове, Хаяо засекает его длительность секундомером и затем отрисовывает планы. Получившаяся раскадровка — это то подобие сценария, с которым потом работают аниматоры студии Ghibli. Мультфильмы Миядзаки — это, по сути, перенесённый на бумагу поток сознания.


Studio Ghibli



Хаяо Миядзаки с детства любил самолеты. Эту любовь ему привил отец. Но еще больше он любил писать и рисовать. Молодой и мало кому известный, Миядзаки-сан уже тогда хотел совершить революцию в японской анимации, «вдохнуть в нее свежее дыхание». И именно с этой целью вместе с Исао Такахатой он основал Studio Ghibli, названную в честь итальянского самолета времен Второй мировой войны Caproni Ca.309 Ghibli, который, в свою очередь, носит ливийское имя юго-восточного ветра Сирокко.


Официально первым фильмом «Гибли» является «Небесный замок Лапута» (1986). Но фундамент студии был заложен еще во время работы над «Навсикаей из Долины ветров» (1984). 


За двадцать девять лет своего существования студия «Гибли» выпустила двадцать два полнометражных фильма, пятнадцать короткометражек, а также несколько музыкальных клипов и рекламных роликов. Но знаковыми стали далеко не все из них. В 1988 году «Гибли» выпустила сразу две картины – «Могила светлячков» и «Мой сосед Тоторо». Обе определили дальнейшую судьбу студии. Первая получила ряд престижных наград. А второй, благодаря невероятной популярности Тоторо (символ «Гибли»), и, как следствие, высоким продажам сопутствующих товаров, обеспечил студии Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты безбедное будущее.


Интересные факты


Несмотря на богатый сюжет и развивающихся персонажей, «Унесенные призраками» был выполнен без сценария. На самом деле у мультфильмов Хаяо Миядзаки никогда не бывает сценариев. «У меня нет законченной истории, когда мы начинаем работать над мультфильмом», - сообщает режиссер. «Обычно у меня нет на это времени. История развивается, когда я начинаю делать раскадровку. И процесс производства начинается практически тут же, еще до того, как раскадровка закончена».

Миядзаки не знает, куда его заведет сюжет и предпочитает, чтобы все происходило естественным образом. «Я не делаю мультфильм. Мультфильм делает сам себя, и мне ничего не остается, кроме как подчиняться».


Миядзаки написал, срежиссировал и нарисовал раскадровку для мультфильма. Когда вы смотрите его, вы видите работу и видение всего одного человека. Режиссер настолько поглощен работой, что его работы называют «авторским аниме».

После объявления об уходе на пенсию в 1997 году, режиссер пригласил друзей на свою дачу в горах. Дочь его друга и ее сверстники вдохновили Миядзаки, так как они переживали переходный возраст и были чрезвычайно апатичны. Автор решил, что должен создать мультфильм для 10-летних девочек. Ведь для этого возраста практически ничего не выпускается, а журналы переполнены романтикой. «Я почувствовал, что это совсем не то, что близко их сердцу, не то, чего они хотят», - вспоминает режиссер. «Также мне было интересно, смогу ли я сделать мультфильм, в котором они стали бы главными героинями».

Миядзаки хотел сделать фильм для среднестатистических десятилеток. Главная героиня должна была быть обычной, без каких-то особенных задатков. Девочкам нужен был кто-то, на кого они могли бы равняться, кто смог бы заставить их почувствовать, что они тоже могут быть героинями. Главный персонаж – Тихиро – была создана из расчета девочек с дачи. «Каждый раз, когда я писал или рисовал что-то связанное с характером Тихиро и ее действиями, я спрашивал себя, способна ли дочь моего друга и ее подружки сделать это», - объясняет Миядзаки.

Миядзаки славится своей способностью создавать невероятные фильмы, создающие эффект погружения. Отчасти это достигается за счет особого внимания к деталям. Маленькие штрихи, такие как грязь на обуви, глухой звук после падения палочеки или застегивающаяся молния ставят мультфильм на совершенно новый уровень. В начале мультфильма, когда папа Тихиро говорит, что у него автомобиль с полным приводом, так и есть! Он водит седан Audi 4 первого поколения с системой полного привода.  

Это внимание к деталям также полезно на стадии проработки персонажей. Тихиро должна быть типичной 10-летней девочкой, и так она себя и ведет. Когда она надевает обувь, она проверяет, удобно ли сидят туфли. В другой сцене родители девочки зовут ее, но она откликается только после того, как ее позвали во второй раз. Многие создатели мультфильма настаивали, что она должна ответить только после третьего раза из-за рассеянности молодежи.


В одной из сцен в купальню приходит очень грязный дух. Тихиро находит руль от велосипеда, застрявший в боку божества. Она вытаскивает предмет, и дух загрязненной реки испытывает облегчение.

Сцена базируется на опыте из реальной жизни. «Я однажды чистил реку», - говорит Миядзаки. «Местную реку. И там действительно был велосипед. Он застрял там. 10 человек привязали к нему веревку и медленно вытянули. Мы действительно очистили реку, и в ней снова появилась рыба. Поэтому я решил добавить эту сцену»


Спокойные сцены, в которых не происходит никакого действия, и в которых персонаж вглядывается в даль или просто спокойно сидит, одна из особенностей мультфильмов Миядзаки. В одном из интервью Миядзаки объяснил пользу таковых: "Если у вас в фильме одно действие сменяется другим без возможности вздохнуть спокойно, вы делаете это ради денег. Но если есть моменты в фильме, где напряжение ослабевает, фильм переходит в другое измерение. Если же фильм постоянно держит в напряжении, вы бесчувственны».

Фильм продвигал Джон Лассетер. Дружба между Миядзаки и Лассетером зародилась еще когда Миядзаки приезжал в Америку, чтобы ознакомиться с американским стилем анимации. Лассетер был вдохновлен титаном японской анимации и в 1987 году предаставил компьютерные анимационные фильмы «Люксо младший» и «Оловянная игрушка», игнорируя предупреждения о том, что Миядзаки ненавидит компьютерную анимацию. И… впечатлил своего кумира.

Первый показ «Унесенных ветром» вне Японии состоялся в студии Pixar. Позже Миядзаки попросил Лассетера помочь ему с английской озвучкой. Директор Pixar убедил Disney купить права на фильм и стал исполнительным продюсером американской версии. Благодаря его неутомимым усилиям, фильм стал хитом.


Имена персонажей отражают их суть. Бо значит маленький мальчик или сын, Камадзи – старый котельщик, Юбаба – ведьма купальни, а Зениба – денежная ведьма. Тихиро означает тысячи поисков, в то время как ее рабочее имя Сен означает просто тысяча.

В американской версии есть моменты, когда Тихиро рассказывает о том, что она видит или что происходит. Это было добавлено позже и полностью отсутствует в оригинальной версии. В интервью Джон Лассетер признался, что это были необходимые добавления, чтобы разъяснить некоторые вещи американскому зрителю. Например, для Японского жителя понятно, что на экране купальня, в отличие от американского, поэтому необходима реплика со стороны персонажа: «О, это купальня».

Можно посетить места действия мультфильма в реальной жизни. Можно сказать спасибо одному из тайваньских городов за узкие улочки и продуманную купальню, подобные тем, какие можно увидеть в мультфильме. Здесь можно заметить схожесть с видами и звуками, похожими на те, что мы видим в городе духов. Говорят, что Миядзаки посетил знаменитый чайный домик, который позже появился в мультфильме в качестве купальни. Если когда-нибудь жизнь занесет вас на Тайвань, вы определенно сможете прочувствовать волшебство мультфильма на себе.



Герои



Тихиро Огино - Главная героиня фильма. В интервью создатель фильма Хаяо Миядзаки упоминает, что Тихиро - самая обычная десятилетняя девочка. Сэйю Хиираги Руми, озвучившая Тихиро для фильма, даёт несколько иную характеристику Тихиро: «Она своенравная и балованная, очень похожа на современных девочек». В начале фильма Тихиро капризничает, она явно недовольна переездом и заранее считает свою будущую школу скучной и неинтересной. С развитием сюжета Тихиро проявляет свои лучшие черты характера - она ответственна, терпелива и бескорыстна.


Юбаба даёт девочке имя Сэн взамен её собственного Тихиро.

Хаку (Нигихаями кохаку нуси) - Дракон и мальчик, имя которого переводится как «божество янтарной реки». Он появился «неожиданно и непонятно откуда», как и Тихиро (по словам дедушки Камадзи), явился к Юбабе и захотел обучаться колдовству. Она сделала его своим учеником. Дедушка Камадзи пытался отговорить Хаку, но тот твёрдо стоял на своём и со временем стал правой рукой колдуньи Юбабы. После встречи с Тихиро Хаку помогает ей в её начинаниях. Вскоре Хаку понимает, что встреча с Тихиро постепенно меняет его и напоминает о том, каким он был, и почему он здесь. Память, которую забрала Юбаба вместе с его именем, возвращается, и он вспоминает, что встречался с Тихиро прежде


.


На самом деле Хаку не человек, а дракон, хранитель реки в человеческом облике. Когда-то в мире людей Тихиро упала в реку, пытаясь поймать упавшую туфельку, и могла утонуть, если бы не Хаку, который как раз и обитал в этой реке. Когда Тихиро летит на Драконе от Дзэнибы, она вспоминает этот момент из детства и реку, которая называлась Кохакугава. Хаку тоже вспоминает эту встречу. Он говорит, что его настоящее имя - Нигихаями Кохаку Нуси, Хозяин реки. Вспомнив это, он превращается в человека, и вместе с Тихиро они летят к Юбабе.



Юбаба - Хозяйка того места, куда попала Тихиро, учительница Хаку. Страшная колдунья, которая слов на ветер не бросает, не любит, когда ей перечат, но всегда сдерживает свои обещания. Всех держит в своих ежовых рукавицах, кроме своего родного сына, которого ужасно балует. Вершит тайные дела у себя в кабинете, посылает Хаку на задания, которые не отличаются безопасностью. Каждый вечер перевоплощается в птицу и проверяет свою территорию. Юбабу часто можно застать за пересчитыванием золота и перебиранием драгоценностей, ей приятно чувствовать себя хозяйкой такого крупного предприятия, с немалым богатством. Неработающие люди и существа её раздражают, и она расправляется с ними быстро, превращает их либо в свиней, либо в угольки, либо ещё во что-либо малоприятное. Характер Юбабы переменчив, но всё же устойчив, если дело касается крупного обслуживания высокопоставленных духов.




Дедушка Камадзи - Шестирукий истопник в банях Юбабы, руководящий командой Сусуватари. Почти всё время проводит в работе - даже ест и спит, не покидая рабочего места. Он является проводником для Тихиро в новом для неё мире, потому что первым указывает ей на правила, которые здесь царят, - он делает это не только при помощи слов, но и самим своим видом. Обладающий на первый взгляд устрашающей внешностью - множеством рук, которые способны, казалось бы, до бесконечности растягиваться (в соответствии со спецификой занятия), усами Фридриха Ницше и глазами, скрытыми за тёмными стёклами очков, - он на самом деле преисполнен добродушия и готовности помочь. В душе он добряк и романтик. В первую же минуту знакомства с Тихиро он обманывает одну из работниц (Рин) и говорит, что это его внучка, и даже отдаёт часть своего обеда, чтобы Тихиро устроили на работу. Он также разглядел любовь между Хаку и Тихиро, всячески пытается помочь им. Камадзи, которого другие работники ласково называют «дедушка», - действительно «хранитель очага» купален Абура-я, представляющий суть всего коллектива как организма, на деле, как это частенько бывает, сознательно оторвавшего себя от своей начальницы и даже в некоторой мере морально противостоящего ей.




Безликий Бог Каонаси - Божество, которое не имеет своего лица, постоянно в поисках нового. По словам Миядзаки, ему хотелось «показать бога-бродягу, у которого нет дома и аналогов которого нет в японском фольклоре». Сначала выбор Безликого пал на Тихиро, но когда он предлагал ей помощь, она отказывалась. Потом ему попался жадный лягушонок, который хотел выковырять из щелей в полу остатки золотого песка, оставшегося после обслуживания Речного Божества (которое было настолько грязным, что вначале его приняли за Духа помоек). Каонаси съел его и стал таким, каким был лягушонок: ненасытным, жадным, и постепенно стал перевоплощаться в чудовище и поедать работников купален. Со временем он выплюнул лягушонка и других работников купален и последовал на поезде вместе с Тихиро к Дзенибе. Там он остался помогать Дзенибе по хозяйству.






Дзэниба - Сестра-близнец Юбабы. Живёт в скромном домике с огородом, рядом со станцией «Дно болота», но и в её доме хватает тайн и загадок. Она не одобряла жизни своей сестры, такой пышной и богатой, поэтому предпочла не связывать себя с этим. Но Юбаба не дала Дзэнибе забыть о их связи, она посылает Хаку украсть печать у Дзэнибы. Печать защищена смертельным проклятием, укравший её Хаку должен умереть. Когда Тихиро решает вернуть печать и спасти Хаку, Дзэниба не сожалеет, что жестоко поступила с Хаку (потому, что «он - вор»), но всё же прощает его, показывая, что от любого дурного поступка можно очиститься. Она рада и тому, что Каонаси остался с ней, потому что самой с хозяйством, хоть и с небольшим, справляться трудно - ведь при этом она старается не использовать колдовства. На прощание Дзэниба подарила Тихиро резиночку для волос, которую все, кто были у Дзэнибы, сплели вместе. Дзэниба заботлива и скромна по своей природе, не требует ничего большего от жизни, но, как можно убедиться, способна дать жёсткий отпор.



Рин - Девушка-служащая в банях Юбабы. Является наставницей Тихиро, которая стала работать у Юбабы. При первой встрече с Тихиро Рин постоянно торопила её, называла неумёхой, неуклюжей и указывала на все недостатки. Но как только Рин узнала, что Тихиро получила работу, она была искренне за неё рада и обещала свою помощь во всём, сразу становясь в глазах Тихиро новым другом. Ворчливый, но добродушный человек, не лишённый очарования. Её мечта - накопить денег, чтобы уехать.


Возврат к списку